Домашние системы и усилители бывают разные.
Бывают легкие и тяжелые.
Бывают легкие и тяжелые.
"Легкие" никому не интересны, поэтому если и буду что-то писать, то только о тяжелых случаях "тяжелых" системах и усилителях.
Yamaha P-2201
Посмотреть что с усилителем не так и привести его в чувство. Баса как такового нет, начало сцены по высоте очень низко, в глубину 1 и 2 эшелон еще есть, а 3 и 4 слились и только чуть выше второго (5-6-6,5-6,5), ширина сцены - трапеция, середина глухая, верха никакие и зернистые. И все время центр сцены норовит смещается вправо и валится вниз.... одним словом - ужастище.
В усилителе всё родное, ну разве только заново покрашены крышки и подкрашены радиаторы.
Главные силовые конденсаторы по 22 тысячи мкФ исправны.
А вот конденсаторы желто-оранжевого цвета на платах (производитель Nippon Chemi-Con) - ESR большое, емкость значительно завышена и соответственно большой ток утечки, у многих конденсаторов корпуса разъедены электролитом, а разделительный конденсатор в левом канале вообще не конденсатор, а просто нелинейное сопротивление 30-80 кОм. Радует, что даже если где и подтекал электролит, но ничего не разъело, плата и дорожки остались целые.
К сожалению, данные конденсаторы специальной аудиосерии Nippon Chemi-Con, установленных в усилителях Ямаха PC2002, P2200-2201 не выдержали проверку временем, поэтому требуется их 100% замена (танталовый С113 - тоже).
Поэтому иной раз удивляет, что при продаже этих усилителей пишут, что усилитель в оригинале и звучит как сказка - либо товарищи просто не слышали, как по настоящему должен звучать усилитель Yamaha, либо совсем глухие или еще хуже - "глухие" мошенники.
Ток покоя установил 20 милливольт.
И в завершение (точнее с самого начала) владелец попросил заменить сетевой кабель на кабель Acoustic Revive Power MAX 8800.
Не мягкий, однако, кабель.
Усилитель заиграл как положено. Глубина сцены 7-8-9-10 (отлично!), ширина одинаковая по всей глубине. Понравилось как звучит нижний диапазон - глубокий, отличная динамика. Микродинамика на уровне, слитный во всем диапазоне, в общем - музыкальный усилитель, хочется его слушать.
Примечания:
220uF 63V Axial (MAL202118221E3)Vishay Intertechnologie
100uF 25V (ECE-A1EN101U) Panasonic
0,47uF 50V (RFS-50VR47MF3#5) Elna
470uF 25V (UVP1E471MHD) Nichicon
470uF 16V ELNA Clarion Blue robe (orig)
2. RCA - TTAF 93287 RCA Rhodium Inlet.
3. Кабельный ввод PG16 со спиральным амортизатором, черный 4. Клеммная колодка ТВ-3503.
ADCOM GFA-545
Посмотреть что с усилителем не так и привести его в чувство.
Послушал, первые впечатления:
Бас неглубокий, рыхлый. Середина невыразительная, верха мутные. Много подгудежа (почему-то кажется, что бас налазит на нижнюю середину).
Глубина сцены, как таковая, отсутствует - 4 эшелона в глубину укладываются между 5,5 и 6 единицами. Ширина сцены - в половину от того, что должно быть.
Нет пространства (от слова вообще), послезвучия совсем-совсем слабые, всё плоско, жизни нет.
Одним словом - ужастище.
А на вид - внутри усилителя красиво, всё родное, ничего лишнего.
Конденсаторы C001-C004 от TOWA (CUSTOM DESIGNED FOR ADCOM) 10000 мкФ 63 вольта - измеритель емкости показывает 7400±100 мкФ, ESR 0,03-0,04 Ом.
Ток покоя (на контрольных точках) в каналах разный - в одном 10, в другом 18 милливольт
Конденсаторы в обратной связи С609 47 мкФ*100В Nichicon KZ Muse - по емкости и ESR, как исправные... - не знаю почему, но они мне все равно не понравились, поэтому буду их менять (как потом оказалось, именно они душили сцену и украли послезвучия. Проверка на измерителе иммитанса Е7-20 ничего не выявила - конденсаторы по всем параметрам исправны. Пока это загадка для меня - будет время, попробую дальше с ними разбираться.... но скорее всего, просто в этом месте не место конденсаторам KZ).
По конденсаторам C001-C004 - остановил свой выбор на японских конденсаторах от NIC CORPORATION, серия NRLM, номинал 12000 мкФ 63 вольта (измеритель емкости показывает 11500±50 мкФ, ESR 0,01 Ом).
Выровнял токи покоя, установил в каналах по 24 милливольта.
После прослушивания разных конденсаторов на месте С609 - остановился на Nichicon ES Muse 220 мкФ*16 вольт.
Поближе:
Усилитель заиграл как положено. Глубина сцены 6,5-7,5-8,5-9,5.
Очень быстрый усилитель. Басы - бомба!
Примечания:
1. R001-R004 - 5,6 кОм RSS-2W Cinetech.
2. На ножки SNAP-IN напрессовал (предварительно сняв изоляцию) и пропаял ST-081/B и KLS8-01103-RVS2-3.5
LUXMAN L-507
Посмотреть что с усилителем не так, привести его в чувство и сделать профилактику.
А с усилителем пока вообще никак - при включении срабатывает защита, так как на выходе УМ большая постоянка. В одном канале УМ вышли из строя выходные транзисторы 2SB541A/2SD388A, погорели резисторы 100 Ом в их базах.
Видно, что оба УМ не раз ремонтировались, так как и во втором канале видны подгары на плате (менялись эти-же резисторы), много следов неаккуратной пайки, транзисторы термостабилизации совсем не касаются радиатора, ну и ясно, что выходные транзисторы стоят уже не оригинальные.
Послушал только предварительные каскады (PREOUT) - очень грустно, плюс переключатели и пакетники шуршат, скрипят, сипят, соплят.
Попытался найти хоть один исправный конденсатор. Исправны только две большие емкости по 10 тысяч мкФ. Остальные конденсаторы: или высохли, и как правило, повышенная емкость, потери достигают 5-10%, а при попытке пошевелить танталовые конденсаторы, у многих просто обламывались ножки в пайке (один точно был уже обломан по одной ножке, так как он после легкого дотрагивания просто выпал с платы).
Пока занимаемся работающим УМ.
Меняем все конденсаторы (8 штук, номинал в номинал, единственно в обратной связи устанавливаем ECE-A1EN101U Panasonic), резисторы в базах 100 Ом устанавливаю Vishay DALE RN55, эмиттерные 0,33 Ом меняем на безиндукционные MPR5W-0R33, под выходные транзисторы устанавливаем термопрокладки из оксида алюминия, пропаиваем подозрительные пайки и отмываем плату.
С подстроечными потенциометрами (установки нуля и тока покоя) проблема - даже при легком нажатии на них или постукивании по плате, у них меняется сопротивление. Заменяем их на многооборотные подстроечники 3/8" (установка нуля - VTR-A-3296W-502-R VTRons, установка тока покоя - KLS4-3296W).
Ток покоя установил по 36 мА.
На второй плате УМ также меняем все конденсаторы, неисправные резисторы, эмиттерные резисторы с потенциометрами, отмываем и пока ждем с ебая транзисторы B541A/D388A.
На основной плате меняем 29 конденсаторов и отмываем плату.
На плате тембров (зеленая плата) меняем 5 конденсаторов.
Галетные переключатели, тумблера, потенциометры, разъемы УМ, RCA, контакты реле и т.п. обрабатываем чистящим средством КОNТАКТ PR AG TermoPasty.
Итого: заменено 29+5+8+8=50 конденсаторов
Не хотел трогать плату защиты на реле, но иногда казалось, что усилитель так и не включится. Время включения достигало 8-10-12 секунд. Ничего нового - конденсаторы и там все неисправные: 220 мкФ - измеряется как 270 мкФ, 100 мкФ - 140-152 мкФ, 10 мкФ - 13,2 мкФ, у всех конденсаторов завышенный ESR и большая утечка. Так что к Итого добавляется еще 4 конденсатора.
После замены конденсаторов время включения реле стало 4-5 секунд.
Общий Итого: заменено 54 штуки конденсаторов, также ушло много припоя и ИПС.
Усилитель заиграл как положено. Глубина сцены 6,5-7,5-8,5-9,5, ширина сцены одинаковая по всей глубине. Музыкальный усилитель, слитный во всем диапазоне, хочется его слушать.
Очень интересные тембра в усилителе, особенно как для вокала.
Примечания:
1.
B&W Zeppelin Air.
Читал за акустические системы Bowers & Wilkins Zeppelin, но не слышал.
Подвернулись подряд две нерабочие системы.
В одной мигает, но не включается, вторая совсем не включается.
Согласился отремонтировать их, чтобы послушать.
Больное место у акустических систем B&W Zeppelin – это импульсный блок питания. Ничего сложного по ремонту там нет - как правило, необходима замена всех конденсаторов, а в случае сгоревшего предохранителя и мосфетов - заменить неисправные детали и также обязательно все конденсаторы.
Выбор конденсаторов Su'scon разработчиком в принципе верный - это же обыкновенный AC/DC для домашки. Но корпус-то системы практически невентилируемый, замкнутое пространство и естественно получается перегрев в купе с импульсными наводками 100 кГц. В результате, практически все конденсаторы с повышенной утечкой, увеличившимся в 3-4 раза ESR и потерянной емкостью на 20-50%. Уже хорошо, что не вытекает электролит.
Ну и, время от времени, подводит схема автоматического переключения AC 110/220 вольт на симисторе.
Смотрим даташиты родных конденсаторов.
Su'scon серия MF 1500*10v в даташите размер по высоте указан больше. Предназначены для и в том числе для импульсных блоков питания, пятитысячники, R.C. 1450 мА, Imp. 0,049 Ом (но раз высота меньше, то и параметры R.C. меньше).
Su'scon серия SD 220*25v Предназначены для и в том числе для импульсных блоков питания, двухтысячники, R.C. 550 мА, Imp. 0,2 Ом.
Su'scon серия SK 100*16v в даташите указан диаметр 6,3, стоят 5 мм. Просто стандартные конденсаторы общего применения, двухтысячники, R.C. 151 мА.
Su'scon серия SK 22*50v, R.C. 83 мА.
Выбираем на замену низкоимпедансные конденсаторы по даташитовским параметрам не хуже, чем были, обязательно 105 градусные и желательно пятитысячники.
В случае вышедших из строя мосфетов и сгоревшего резистора 0,5 Ом, обычно замене подлежат:
T2 и T3 - STP11NK40ZFP
T9 - BC846BW
U4 - FAN7387MX
R24 - 3,3 кОм, 0603
R34 - 100 Ом , 0603
R31 - 0,5 Ом, 2512
С39 - 100 нФ, 50v, 0603
T2 и T3 - STP11NK40ZFP
T9 - BC846BW
U4 - FAN7387MX
R24 - 3,3 кОм, 0603
R34 - 100 Ом , 0603
R31 - 0,5 Ом, 2512
С39 - 100 нФ, 50v, 0603
И заменить все конденсаторы, в первую очередь Su'scon серии SK.
Если акустическая система будет использоваться только на АС220V - просто выпаиваем T1 (симистор BTBF12).
Частота работы ШИМ контроллера преобразователя AC/DC - 97,45 кГц. Ампитуда прямоугольника на выпрямляющих диодах 35 вольт, выходное напряжение для усилительной части ± 17,45 вольт.
Напряжение цифровой части - 5,08 вольт.
Наводки есть, но как для питания цифровых усилителей считаю их несущественными.
Разборка Zeppelin Air, частично вырисованные схемы, распиновки БП и т.п. – читаем тему на ABCelectronique, portail de l'électronique.
Красивая таки штучка, эта дыня. :)
Думал, что звук будет так себе, но если не пытаться тестировать с техническими треками, а как просто послушать музыку в дальней зоне – самое оно.
Чуток перебасённое на нижней середине, но в целом спокойно, ненавязчиво и комфортно.
Зачет!
Примечания:
1.
Продолжение следует.
Спасибо за ADCOM )))
ОтветитьУдалитьПоднять усилитель,которому 45 лет - это подвиг,достойный Мастера! Респект!
ОтветитьУдалить