Избранное сообщение

Усилители прошлого века.

Вступление.      Люблю иногда покопаться в старой автомобильной аудиотехнике - речь пойдет об усилителях прошлого века. Называть эту ста...

Сборка усилителей мощности.

         На этой  Странице я буду приводить в основном только фотографии  плат, модулей и сам процесс сборки разных интересных старых усилителей, которые по жизни (в эксплуатации) практически никогда полностью не разбирались, ну и ясно, что усилители не только собирались, а до этого они еще и разбирались и т.д. и т.п. - но это уже совсем другая тема.
        Думаю, что сборку будет интересно посмотреть, так как вряд-ли  подобные усилители вообще кто-то будет производить в настоящее время, а тем более в будущем... 

Так что просто смотрим процесс и что получается в конечном результате сборки.
Заодно пойму для чего нужна Страница в блогах. :)



 

Сборка больших усилителей.

 

Четырехканальный усилитель.



        Великолепный набор "Highest Mountain Starter Кit", который поможет открыть для вашего ребенка увлекательный мир автозвука. Рекомендуется детям в возрасте от 25 лет.


Источник https://arduino-ua.com/index.php?categoryID=110&offset=18



Источник https://arduino-ua.com/cat110-obrazovatelnie-nabori

Предлагаемый набор позволит юному меломану самостоятельно собрать мощный, качественный и надежный четырехканальный автомобильный усилитель низкой частоты.
Все модули  набора - японского производства и сборки очень высокого качества.
Усилитель  может  работать  как  в двойном стереофоническом режиме,  обеспечивая  на нагрузке 4 Ом максимальную выходную мощность до 200 Вт в каждом из четырех каналов, так и в мостовом – при этом на нагрузке 4 Ом максимальная мощность составит примерно  два по 600 Вт.
Усилитель полный директ, так как инвертирующий ОУ подключается с помощью реле только лишь при работе в мосту.  Гейны в усилителе раздельные.



Источник https://arduino-ua.com/cat110-obrazovatelnie-nabori

       Для сборки понадобится: разные виды крестовых отверток и гаечные ключи (паяльник не требуется, так как все модули и платы соединяются с помощью разъемов и перемычек на винтах).

      Из данного примера сборки усилителя мощности будет видно, что приличный по качеству и мощности, не сложный в конструктивном исполнении аппарат, можно собрать в домашних условиях своими руками. Сам сборочный процесс усилителя, при имеющимся наборе всех необходимых деталей и комплектующих, по времени может составить примерно 3-4 часа (при условии, что имеется готовый корпус).

Что за усилитель получится - увидим только в конце этой темы.
Всем Удачи!










Усилитель мощности состоит из нескольких основных модулей и плат:


1. Модуль входного питания 12 вольт с платой защиты- 1 шт.

 

2. Модуль выходов УМ (Mute на реле) - 2 шт.

 

3. Модуль двухканального усилителя мощности с преобразователем DC/DC - 2 шт.

  

  

4. Плата линейного драйвера - 2 шт.

  

5. Модуль входной предварительных каскадов - 2 шт.

   

 

6. Модуль регуляторов уровня входного сигнала (гейны) и переключения режимов - 2 шт.

 

7.  Плата ШИМ контролера 494 (установлена  на модулях усилителя мощности)  - 2 шт.

  

8. Вентиляторы охлаждения - 2 шт.
9. Плата индикации включения и аварийных режимов (установлена на модуле входного питания 12 вольт) - 1 шт.


Берем большой корпус усилителя  и приводим его в порядок.

Корпус был вот в таком плачевном состоянии:


После  порошковой покраски в черный мат корпус усилителя стал выглядеть так:




Теперь вот это всё надо установить внутрь корпуса усилителя:


Крепеж, стойки, кронштейны, мелкие платки и панельки:


Подготавливаем внутреннюю часть усилителя: прикручиваем стойки, обезжириваем места прилегания термопрокладок, устанавливаем платку индикации и модули регуляторов уровня входного сигнала.


Устанавливаем модуль входной предварительных каскадов и  модуль выходов УМ 3-4 каналов, вентилятор, прикручиваем переднюю панельку.


И все таки, в начале надо установить модуль входного питания 12 вольт с платой защиты, а только потом входные модули предварительных каскадов.


 Устанавливаем  модуль усилителя мощности 3-4 каналов:


Половина усилителя собрана.
Точно так-же далее устанавливаем все модули 1-2 каналов:



Фото почти собранного усилителя:


Переворачиваем усилитель:


и опа!!, оказывается у нас получился один из компонентов серии AlpineF#1Status  - четырехканальный усилитель Alpine MRV-F900.

Отличный усилитель получился!











Примечания:
1. Ну нет внутри никакого медного шасси... если только посчитать за медное шасси кронштейны, к которым прикреплены потенциометры гейна и переключатель режимов.
2. Усилитель сделан настолько качественно и надежно, что проработает еще лет 20-30.
Дефектация электролитических конденсаторов показала их полную исправность, контакты в разъемах чистые, без  следов окисления. Все напряжения питания соответствуют значениям, указанных в сервис мануале, и т.д. и т.п..
3. Глубина сцены: 6,5-7,5-8,5-9,5.
4. При 14,4 - 42,62, при 12,4 - 37,01.
5. SB803 - 4,0-4,4 и т.д.
6.



СБОРКА Маленьких УСИЛИТЕЛЕЙ.


Большие усилители мы уже собирали, теперь будем разбирать/собирать много-много маленьких раритетных  усилителей.

Вот в каком состоянии ко мне прибыли усилители.
Их уже немного дорабатывали, сделав подсоединение питания и динамиков с помощью винтовых зажимов типа ЗВИ, в некоторых усилителях меняли конденсаторы, корпуса подкрашивали, почему-то уменьшили в два-три раза ток покоя, уменьшили напряжение в блоке питания до 30 вольт и т.д. и т.п.
Хорошо, что не разбирали блоки питания, так как в усилителях при выпайке разъемов выдернули/разрушили почти половину переходных металлизированных отверстий на платах.




Разбираем усилители.




Для примера даю фотографии только двух усилителей, остальные все примерно одинаковые.

По тому как прокрашено внутри корпусов и также по платам - видно, что здесь две модификации усилителя и, соответственно, два варианта разводки PCB, где не обошлось без небольших ошибок (ошибки исправлены производителем прорезанием дорожек и установкой перемычек).
Мне давно хотелось послушать и посмотреть на параметры этого усилителя, именно из-за того, что преобразователь DC/DC  и усилитель выполнены в раздельных корпусах, и вот наконец такой случай предоставился.
По самой схеме усилителя - это просто оконечник, собранный как на дискретных транзисторах, так и сборках транзисторов CA3096E и  на одной паре полевых транзисторов IRF641.
Почему именно транзисторы дифкаскада выполнены на дискретных транзисторах, а не использованы транзисторы из сборок CA3096E - пока у меня объяснения нет.
Продолжим разборку далее.

В блоках питания емкости во вторичном питании на грани по емкости, ESR и после того, как на конденсаторах были обнаружены следы начала подтекания электролита - все конденсаторы под замену.

Корпуса отдаем на порошковую покраску, латунные шильдики на реставрацию, шильды на изготовление.

Профилактика и доработка усилителей:
Заменяем шуршащие и свернутые потенциометры гейнов на потенциометры CA9MH-10K, ставим в эмиттера дифкаскада резисторы 160 Ом, в эмиттерах мосфетов вместо зацементированных в керамическом корпусе проволочных резисторов 0,27 Ом, ставим металлооксидные резисторы 5W, меняем разделительные конденсаторы и конденсаторы в обратной связи, а также устанавливаем новые конденсаторы по питанию и новые клеммники.
Вместо стоковых термопрокладок из слюды, устанавливаю термопрокладки из оксида алюминия толщиной 0,625 мм с теплопроводностью 25 Вт/мК на термопасте  Heat conductive Paste HP с теплопроводностью 1,5 Вт/мК.

Усилитель на НЧ:



Усилители на СЧ/ВЧ:





В блоке питания замена всех емкостей по входному питанию, по вторичному  питанию, дублирование двух дорожек и установка новых клеммников.


Прикручиваем мосфеты к корпусу. Как видно на фото ниже, блок питания конструктивно сделан так, чтобы вынуть плату преобразователя, надо каждый раз отгибать ножки мосфетов и потом снова их загибать после установки платы (чтобы припаять их на контактные площадки, расположенные по краям платы). Ясно, что две-три разборки и ножки мосфетов отломаются.






Вот так стали выглядеть усилители Marantz Model 750A и блоки питания Marantz Model 750P:


Если быть точным, то на упаковочных коробках написано буквально: Автомобильный усилитель звука от Marantz - Модуль питания Модель 750 и Модуль расширения Модель 750A

Кабеля питания:



Немного об измеренных параметрах и звуке.

Согласно найденных технических характеристик на этот усилитель, холостой ток блока питания с двумя моноблоками 750A должен быть около 1,4 ампера.
Пульсации блока питания - не более 40 милливольт.
Ток покоя усилителя - 80 мА.
И если верить найденным на разных сайтах параметрам усилителя - скорость нарастания сигнала должна быть 200 В/мкс, хотя и встречалось, что написано 20 В/мкс.  Ошибка, описка?Проверим, почему-бы не проверить... - даже интересно, что получится на самом деле.
О мощности: опять же, если верить найденным характеристикам блок питания в пике может потреблять 17-27 ампер  при бортовом напряжении 10,6V - 14,8V DC.
Разбежность в параметрах  выходной мощности происходит из-за напряжения бортового питания, так как это нестабилизированный преобразователь DC/DC. При бортовом напряжении 14,5 вольт - вторичное питание ± 34,5 вольта, при бортовом напряжении 12,2 вольта - вторичное питание ± 30,5 вольта.
Считаем по максимуму:  27А*14,8V и получаем максимальную потребляемую мощность 400 Вт, при КПД 80% блок питания отдаст 320 Вт,  и усилители при КПД 60% смогут отдать в нагрузку примерно 200 Вт. Если прикинуть по кольцу трансформатора (при  плотности тока 7 А/мм2 и сердечник N87) - то габаритная мощность больше 500-550 Вт никак не может быть.
Таким образом один блок питания на  4 ома может спокойно обеспечить 2 усилителя 750A на мидбасы, а второй блок питания обеспечит  четыре усилителя 750A на СЧ/ВЧ.

Частота, на которой работает преобразователь DC/DC - 74,26 кГц (4,7 нФ и 3,3 кОм)
Наводки с преобразователя (измеренные на конденсаторах в усилителе): были 180-200 мВ, стали 30-40 мВ.
Ток покоя установил 90 мА
Холостой ток 4 усилителей после прогрева устанавливается на 2,68 А (бортовое 14.5 вольт).
Постоянка на выходе 20-35 мВ

Проверил скорость нарастания сигнала на меандре 1 кГц. На полной амплитуде выходного сигнала (при бортовом питании 12,4 вольта) скорость нарастания сигнала 14 В/мкс.
Никаких выбросов, переходных процессов на прямоугольнике не обнаружено и такая скорость нарастания - отличный результат! Для общего понимания - в стоковом состоянии у многих автоусилителей, которые считаются очень хорошими - скорость нарастания сигнала обычно находится в пределах 5-8 В/мкс. 

Усилитель строит ровную, широкую и очень глубокую сцену (7-8-9-10).
От ранее бывшей агрессивности и жесткости  (когда усилители ко мне поступили) осталось совсем мало.. можно сказать в меру, звучание очень живое, с послезвучиями, без явных акцентов и украшательств. На малых громкостях звучит цельно. Бас разборчивый. Сабовый диапазон ... собственно для этого диапазона усилители и не предазначены.
Усилитель звучит очень комфортно и его хочется слушать.



Примечания:
1. Клеммник барьерный WJ55HM-03P-130-00A
2. Клеммники DEGSON: 2EDGKC-5.0-02P-14-00AH, 2EDGKC-5.0-03P-14-00AH, 2EDGRC-5.0-02P-14-00AH, 2EDGRC-5.0-03P-14-00AH
3. Корпуса покрашены порошковой краской в компании COLOUR-STEP.
4. Шильды изготавливались по технологии Gedacolor® в ООО "Техносервис"
5. Audio Mobil Acoustic Ama 550   ???
6. Усилитель с внешним блоком питания PHASE LINEAR 4,8 kW, 0.6S kW, 1,2S kW





Продолжение следует.

13 комментариев:

  1. Михаил, поясните пожалуйста такую вещь.
    В УМ в цепи обратной связи обычно установлен конденсатор, который имеет своей целью коэффициент усиления по постоянке свести к единице.
    Ток, который протекает по этому конденсатору - переменный.
    Почему во многих усилителях (даже не очень бюджетных) в качестве этого конденсатора используется обычный (полярный) электролит?
    А в других моделях УМ используют неполярные электролиты или два встречных конденсатора?
    Имеет ли смысл при доработках усилителя всегда менять этот конденсатор на неполярный?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Кратко:
      1. все радиоэлементы портят звук.
      2. если и портить звук, то лучше портить одинаково - и положительную и отрицательную полуволну сигнала.
      3. полярный конденсатор в силу своих конструктивных особенностей, по разному портит положительную и отрицательную полуволны
      4. Поэтому в обратную связь лучше ставить хороший неполярный конденсатор, чем отличный полярный.

      Удалить
    2. Михаил, неужели этого не знают разработчики электроники усилителей? Почему же они пренебрегают этим элементом в попытке создавать вполне приличные усилители? Или влияние этого конденсатора настолько несущественно? Два встречных электролита эквиваленты неполярному конденсатору или нет?

      И похожий вопрос по проходным конденсаторам звукового сигнала. Есть места, где они разделяют постоянку на уровне нуля вольт. Соответственно нет явно выраженной поляризации такого конденсатора, который соответственно работает на переменном напряжении. Нужно ли менять электролиты в таких местах на неполярные (ставить плёнку, например, или два элетролита встречно)?

      Удалить
    3. Все всё знают.
      В большинстве случаев, как для производства - полярный стоит дешевле неполярного.
      Эквивалентны только на рисунке, поэтому лучше ставить неполярный или пленочный.

      Удалить
    4. Михаил, а не может ли это (установка полярного электролита в цепь ОС УМ) быть вызвано тем, что напряжение на этом электролите очень низкое. Оно равно постоянному смещению выхода усилителя, а это несколько милливольт, десятков или в крайнем случае сотен милливольт. Переменная составляющая напряжения на этом конденсаторе также крайне мала при тау порядка 1с. В итоге 25 вольтовый конденсатор работает на напряжениях меньше вольта. Возможно, что при таких напряжениях полярность электролита роли не играет?

      Удалить
    5. Нет ли у Вас возможности измерить емкость, ESR и утечку обычного полярного электролита на малых напряжениях - 1% от номинального?

      Удалить
    6. А что это даст для понимания как качественно конденсатор будет пропускать звук? У каждого конденсатора свой набор паразитных характеристик, а так как звук носит импульсный характер, то и набор генерируемых гармоник будет свой.
      И в маломощном питании во многих случаях лучше применять неполярные конденсаторы.

      Удалить
    7. Это даст понимание того насколько основные характеристики полярного электролита разнятся для одной и другой полярности при условии малых (1%) напряжений.

      Удалить
    8. Ясно, что разница между параметрами разных конденсаторов всегда будет. Причем иногда значительная. Например, у одного 10 микрофарадного конденсатор на 100 Гц ESR 15 Ом, а у другого 0,45 Ом. То есть ESR никакого смысла не несет... а импеданс? он будет примерно одинаковый 150-160 Ом...
      В мире звуковиков давно известен факт, что полярные электролиты без поляризующего напряжения не вносят больших искажений, потому, что ёмкости обычно выбирают с большим запасом, да и габариты меньше, чем у неполярников... что неполярные электролиты всегда дают на переменном токе меньшие искажения чем полярные (и с поляризующим напряжением и без него)... Что неполярные конденсаторы при использовании нужно припаивать во всех каналах одинаково: длинная ножка это вход .. и т.д. и т.п.

      Удалить
    9. То, что у разных конденсаторов эти параметры разные, это понятно. Но лично мне было бы интересно узнать как эти параметры отличаются для одного и того же конкретного полярного экземпляра конденсатора для двух полярностей, при условии небольших поляризующих напряжений (1%).
      Но и Ваши ответы внесли ясность. Спасибо.

      Удалить
  2. Здравствуйте. Миша, скажите пожалуйста, Маранц - это комплект из 6-ти блоков усилка? Интересный усь, а инфы просто нет!
    Спасибо.

    ОтветитьУдалить
  3. И какие у них габариты, я так понимаю 8 блоков только в багажник?

    ОтветитьУдалить
  4. Доброго дня! Очень интересный усилитель. Я так думаю, что они продавались столько сколько кому надо. Блок питания и к нему можно подключить 4 моно усилителя. Габариты усилителей 144Х144Х38 mm, блок питания чуть побольше..

    ОтветитьУдалить